Управление МБОУ «Моргаушская СОШ» осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Высшим руководящим органом является Учредитель. Единоличным исполнительным органом является Директор.
Органами коллегиального
управления являются:
- Общее собрание работников;
- Педагогический совет;
- Управляющий совет.
Управление школой осуществляется на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, в соответствии с законом № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом образовательного учреждения, нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки, педагогического Совета и органов общественного самоуправления школы.
В
системе управления школы функционируют не отдельные модули, работающие по
известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность
определена следующими стратегическими требованиями:
· полный
охват направлений работы;
· координация
и взаимосвязь деятельности различных подразделений;
· адаптивность
управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям,
открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся
систему новые структуры, отказываться от устаревших;
· использование
в управлении школой современных информационных технологий;
· оптимальное
для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из
числа общественности к принятию управленческих решений.
Структура
управления в школе построена с целью обеспечения оптимального сочетания
государственных и общественных начал в интересах всех участников этого
процесса.
В
структуре управления выделяется 4 уровня управления:
- первый
уровень - директор - главное
административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность
за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления.
На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного
управления, имеющие тот или иной правовой статус: Управляющий Совет школы,
педагогический Совет, органы самоуправления учащихся. Субъекты управления этого
уровня обеспечивает единство управляющей системы в целом, определяют
стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его
подразделений;
- второй
уровень - заместители руководителя по УР и
ВР образовательного учреждения, завхоз, органы, входящие в сферу влияния
каждого из членов администрации. Каждый член администрации интегрирует
определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы
согласно своему административному статусу или общественной роли. Этот уровень
выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной
системой. Его главная функция согласование деятельности всех участников
процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми
результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и
прогнозов;
- третий
уровень -
методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители
методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня
осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции.
Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах,
осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано;
- четвертый
уровень -
учащиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления на этом уровне
обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей
системе формирует их организаторские способности и деловые качества.
В
структурных связях принципиальным является единство управления - соуправления -
самоуправления.
В школе
разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня
управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием
образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности с
одного должностного лица на другого.
В
основе принятия управленческих решений лежат результаты ВШК, в системе которого
выделяются два направления:
Учебно-воспитательный
процесс:
· контроль
за выполнением программы всеобуча;
· контроль
за состоянием преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и
достижения государственного стандарта образования;
· контроль
за реализацией права учащихся на получение образования;
· контроль
за состоянием трудового воспитания и профориентации обучающихся;
· контроль
качества знаний, умений и навыков учащихся;
· контроль
за внеклассной работой по предметам;
· контроль
за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном
процессе.
Педагогические
кадры:
· контроль
за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов;
· контроль
за работой методических объединений;
· контроль
за выполнением решений педагогических и методических объединений;
· контроль
за самообразованием учителей;
· контроль
за состоянием методической работы;
· контроль
за повышением квалификации учителей.
Управление
педагогической системой, как и управление любой социальной системой есть прежде
всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор
информации, ее переработка и выдача управленческого решения.
Школа работает
в режиме развития, поэтому организационная структура управления школой строится
по линейно-функциональному типу с элементами матричной. При
линейно-функциональной структуре управления связи и отношения субъектов
характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Наличие элементов
матричной структуры отражает субъекты управления, которые создаются временно
для решения той или иной инновационной задачи и распускаются после ее решения.
Элементы матричной структуры вводятся в сложившуюся линейно-функциональную
структуру на какой-то срок и, как правило, не изменяют число уровней в
вертикальной иерархии. Исходя из анализа схемы управления школой, можно
выделить три уровня внутришкольного управления: администрация, учителя,
учащиеся. На каждом из них по горизонтали разворачивается своя структура
органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов, творческих групп,
секций, клубов и т.п., которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и
между собой. Уровень администрации - уровень директора и его заместителей.
Здесь
происходят самые существенные изменения организационной структуры в школе.
Наряду с традиционными субъектами: общешкольная конференция, Совет школы,
педагогический Совет, управляющий совет, совет учеников, формируется новый
общественный полюс управления в лице совета по стратегии развития школы.
Уровень
учителей - уровень учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей
и т.п. На рассматриваемом уровне предполагается создание новых организационных
структур: временных творческих лабораторий и научно-исследовательских групп и
коллективов, методических советов, проблемных семинаров, школы
учителя-экспериментатора и др.
Уровень
учащихся - здесь обучающиеся создают свои структуры: органы управления, советы,
комитеты, комиссии, секции, клубы и объединения, могут создаваться структуры,
куда входят педагоги и обучающиеся.
В школе
развивается ученическое самоуправление. Структура школьного управления строится
на 3-х уровнях: на первом - базисном - ученическое самоуправление в классном
коллективе, на втором - школьная, ученическая, на третьем - общешкольное
самоуправление в коллективе школы. Содержание работы органов самоуправления
определяется видами деятельности учащихся.